При написании статьи использованы материалы доклада «Информационное освещение деятельности
социально ориентированных православных общественных организаций и работа со СМИ».
Рулинский Василий Васильевич, пресс-секретарь Отдела по церковной благотворительности и социальному служению, кандидат исторических
наук. Обучающий семинар по системному взаимодействию НКО с государственными органами, светскими и религиозными организациями и
СМИ
18 – 20 марта 2017 г., Москва, Гостиница "Салют".
ЗАЧЕМ НУЖНО ПРИСУТСТВОВАТЬ В ПУБЛИЧНОМ ПРОСТРАНСТВЕ?
Привлечение новых людей (добровольцев)
Привлечение денег (спонсоров)
Привлечение внимания (властей, общества) к проблеме
Миссионерство («Вера без дел мертва»)
Массовое разоблачение алко-табачных мифов в короткие сроки
ОБЩИЕ ПРАВИЛА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СО СМИ
Будьте открыты и доступны
Будьте вежливы и учтивы
Будьте готовы помочь журналисту (в Трезвом Движении этого не было многие годы!!!)
Говорите только правду
Выполняйте обещания (вовремя что-то прислать, ВОВРЕМЯ!)
Старайтесь оперативно реагировать на запросы журналистов (иногда это пол-часа — час, у них жесткие дедлайны)
Как донести информацию?
Возможности размещения информации:
Объявление в храме и на сайте храма
Заметка на сайте епархии (благочиния)
Материал в конкретном региональном СМИ
Пресс-релиз во все СМИ региона (с подключением пресс-службы епархии)
Материал в конкретном федеральном СМИ (с подключением пресс-службы епархии и Синодального отдела)
Пресс-релиз в главные СМИ России (с подключением пресс-службы Синод.отдела и СИНФО - Синодальный отдел по взаимоотношениям Церкви с обществом и средствами массовой информации)
Нужно хорошо писать (или найти того, кто будет хорошо писать)
Шаблоны трезвых пресс-релизов можно взять у соратников (+ шаблоны статей и интервью)
Подача информации:
Объявления в храме – доверительный тон обычного человека
Заметка на епархиальном сайте – новостная подача, иногда более доступная, чем в СМИ
Пресс-релиз в СМИ – четкий информационный жанр с конкретикой (ориентир – информагентства)
Как начать взаимодействие со СМИ?
Шаг № 1. Познакомьтесь со СМИ
Почитайте газеты, посмотрите ТВ каналы и др. электронные СМИ вашего региона
Познакомьтесь с пресс-службой епархии и пресс-службой Отдела по благотворительности
Заведите базу данных журналистов
Познакомьтесь лично с ведущими журналистами региона
Шаг № 2. Проведите интересное мероприятие
Пригласите журналистов (анонс, пресс-релиз)
Помогите им в подготовке репортажа (в том числе накануне мероприятия)
Обеспечьте комфортную работу журналистов на месте
Шаг № 3. Станьте экспертом
Оперативно комментируйте важные события по своему профилю
Участвуйте в конференциях, круглых столах
Проявляйте активность в соцсетях
Информационный повод
Варианты инфоповодов:
Международный (Всероссийский) день (трезвости, борьбы с курением);
Масштабный благотворительный праздник;
Открытие нового социального проекта
Что важно для инфоповода:
Событие происходит «впервые»;
Уникальность проекта;
Событие должно представлять интерес для многих людей (а не для узкой группы).
Как написать пресс-релиз?
Пресс-релиз – 70% успеха PR-деятельности.
Пресс-релиз (press release – выпуск для прессы) – специальный бюллетень для СМИ, содержащий материалы для (срочной) публикации.
Придумайте хороший заголовок
Плохой - Нормальный
Кто лучше защитит семью - Церковь распределит 15 миллионов на поддержку семьи
Спасем материнство - Церковь откроет кризисный центр для беременных и молодых мам
Паллиативная помощь детям с поражением ЦНС - В Петербурге начинает работу выездная служба детского хосписа
Сделайте качественный первый абзац
(см. рис.)
Друзья пресс-релиза
Объективность подачи текста
Доступность и краткость текста (пол-страницы - страница)
Использование существительных и глаголов (динамизм текста)
Контактная информация (имя, телефон, e-mail контактного лица, сайт, адрес)
Статистика и справочные сведения (Ситуация по стране, региону, динамика, количество подобных церковных и светских инициатив)
Враги пресс-релиза
Сложные фразы
Причастные и деепричастные обороты
Литературные тропы (метафоры и т.д.)
Прикрепленный к письму файл
Любая графика в письме или релизе
Неграмотность
Лиричность (елейность)
Пример
«Церковь откроет кризисный центр для беременных и молодых мам
В «Доме для мамы» смогут получить помощь и приют женщины, попавшую в трудную жизненную ситуацию
7 февраля в столице откроется «Дом для мамы» - кризисный центр для беременных женщин, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, а также молодых мам с детьми. Он станет новым, 18-м социальным проектом православной службы помощи «Милосердие». Это первый подобный проект в Москве, инициированный Церковью.
«Что делать женщине, если она ждет ребенка, а у нее нет работы и ее выгнали из дома? Многие от отчаяния решаются на аборт или оставляют малыша в родильном доме. Но если женщину поддержать в этот трудный момент, трагедии может не случиться» – считает руководитель проекта Мария Студеникина.
По оценкам специалистов, только в Москве более 1000 беременных и молодых матерей находятся в ситуации острого кризиса из-за отсутствия поддержки отца ребенка и родственников, насилия и других причин. В настоящий момент в столице работают 2 государственных соцучреждения для таких людей, еще 2 приюта организованы благотворительными фондами в Подмосковье, 5 приютов для беременных и мам с младенцами в разных городах России созданы Церковью. Всего на территории России действует более 50 церковно-общественных центров защиты материнства.
В «Доме для мамы» начнет работу приют, где в течение 3 месяцев смогут проживать от 7 до 10 молодых женщин с детьми и беременных. Подопечным «Дома для мамы» помогут в поиске работы, зачислении детей в дошкольные учреждения, уходе за детьми, ремонте жилья, а также бесплатно предоставят детские вещи, коляски, кроватки, лекарства. Духовную поддержку женщинам будут оказывать православные священники. Кроме того, до 7 человек в день смогут принимать сотрудники консультационного центра – юристы, психологи и социальные работники. Будущие мамы получат возможность подготовиться к родам и материнству на бесплатных курсах для беременных, открытых в Марфо-Мариинской обители милосердия. Обратиться за помощью в центр можно по телефону справочной службы «Милосердие» (495) 972-97-02.
Церемонию открытия «Дома для мамы» возглавит председатель Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению, духовник православной службы помощи «Милосердие» епископ Смоленский и Вяземский Пантелеимон.
Русская Православная Церковь
Синодальный отдел по церковной
благотворительности и социальному служению
Василий Рулинский
(495) 911-72-97
vas_ru@mail.ru
www.diaconia.ru »
Разные виды СМИ
требуют разного подхода
ТВ
Радио
Пресса
(часть СМИ, совокупность массовых периодических печатных изданий, предназначенные для массового читателя: газет, журналов, сборников, альманахов)
Разные форматы передач
Ток-шоу
Интервью
Дискуссия
Кто такой редактор на ТВ?
Его работа — очень быстро находить гостей-экспертов под конкретные новостные сюжеты.
Ему/ей проще позвонить знакомому, чем искать в интернете.
Вывод — дружите с редакторами, знакомьтесь, гарантируйте присутствие трезвых спикеров по нашим темам и выполняйте обещания.
Когда я пришел в ТД, то был поражен тотальной неграмотностью по работе со СМИ. Все жаловались что нас не приглашают или вырезают. Теперь бывает перебор, в частности в Москве и СПБ, зовут иногда чаще, чем мы можем предоставить грамотного спикера. Я регулярно сливаю контакты трезвенников в СМИ, приглашаю на передачи, уже могу увидеть знакомые лица в телевизоре или услышать по радио.
Ток-шоу
Самый сложный формат ТВ, но через него нужно пропускать новичков (даже не по нашим темам). За микрофон нужно бороться, слово дают не всем и не всегда, максимум минуту. Научившись ценить эту минуту, за которую еще надо побороться — потом люди не будут воду лить. Задача этого формата — экшн, ведущим должно быть побоку кто прав — главное поспорить и покричать, стравить противоположные точки зрения (поскольку мы там бывали редко, все эти точки были не наши).
Психологически нужно раза 3-4 побывать на ТВ, чтобы привыкнуть и не отвлекаться на камеры и обстановку, а четко отрабатывать. В СМИ нельзя мямлить и лить воду, нужно говорить быстро, четко, убойными фразами.
Пресса. Учимся писать статьи
1. Что бы статья была привлекательно - пишите статью по одному вопросу.
2. Для начала продумайте о чем будете писать, что бы вы хотели донести до читателя.
3. Если вы начинающий, то пишите все что думаете по данному вопросу. Многим легче начинать изливать мысли в ворде, но некоторым удобно начинать с изложения мыслей на бумаге.
4. Если даже в разговорной манере не получается писать не расстраивайтесь, все преодолимо через труд.
5. Если нет желания писать, надо выделять каждый день по 15 минут на написание статей, и со временем когда у вас выработается привычка вы придете к мысли о том "как я мог раньше без этого жить".
6. Если не получается писать свои статьи, почитайте побольше чужих, но с вниманием на структуру статьи, на стилистику, и как будущий копирайтер.
7. Читайте больше книг, в том числе по теме, а также по разным профессиям и смежным областям
8. Пишите правильно, орфографию и знаки препинания соблюдайте.
9. Научитесь раскрывать свою мысль развернуто, понятно для читателя.
10. Учитесь быстро набирать на клавиатуре, есть специальные программы-самоучители (в т.ч. метод печати «в слепую»).
11. Преодолейте барьер "не могу", надо садится и писать.
12. Вы должны хорошо владеть темой.
Трезвая пресс-служба
Нужна своя пресс-служба, хотя бы пресс-секретарь. Интервью, пресс-релиз в таком роде: "Меры минздрава по факту половинчатые т.к. алкоголь является наркотиком и ядом в любом возрасте. Самая конструктивная позиция это Сухой закон. Но тем не менее мы поддерживаем этот шаг минздрава на пути к здоровому обществу"... и т.д.
Нужен, во-первых, пресс-секретарь, то есть сочинитель писем для гос.органов, и во-вторых, пиарщик, то есть придумыватель текста для релизов, для СМИ, и рассылщик по базе. Нужно реагировать мгновенно, на все лоббистские и хорошие инициативы.
Нужна целая команда, это классика работы со СМИ. Налаженные контакты и мгновенная четкая реакция.
Смотрите, как чётко работает лобби, реагируют на любой пук законодателей, мы должны быть такими же быстрыми.
Коллеги, запомните, всем смишникам нужно свежее событие, новостной повод. Когда я еще школьником ходил в школу юного журналиста,мы шутили, что если нет никаких событий, то надо самим замутить что-то - вот и событие.
школа медийных спикеров - курсы и тренинги по журналистике
mediaspiker@yandex.ru
vk.com/trezvoe_smi
mediaspiker.ru
mspiker.ru
Желающие освоить азы профессии журналиста и работать со СМИ по трезвости и против табака, кто хочет пройти обучение (очно-заочное, тренинги, спецлитература) и практику — пишите на mediaspiker@yandex.ru
Для трезвенников-активистов, соблюдающих устав СБНТ (в частности - «9.5. Организация относится с уважением к Православию» и «9.6. Организация отрицательно относится к новоявленным религиозным течениям») - бесплатно.
Опыт работы на ТВ, радио, печатные издания ...
Подготовленные и проверенные активисты уже сейчас могут приступать к практике на федеральных каналах ТВ и радио в Москве,СПБ и ряде регионов.
Могут быть предварительные вопросы и собеседование.
Тренинги по ЗОЖ, риторике, собриологии, работе со СМИ, журналистике.
Тренинги адресованы не только тем, кто связал свою жизнь с журналистикой, но и тем, кто по роду своей деятельности соприкасается с ней, пользуется услугами СМИ, — политикам, политологам, полит-технологам, государственным служащим всех уровней, сотрудникам PR-агентств, миссионерам, катехизаторам и т. п.
На момент написания статьи были тренинги разовые в Москве, в СПБ — был массовый, удаленные для регионов и при встречах в Москве (при проезде соратников).
Что нужно указать — Анкета - mediaspiker@yandex.ru
ФИО
Дата рождения
Стаж трезвости
Стаж и опыт активности по пропаганде трезвости, контролю за анти-алкотабачными законами...
Наличие лекторских навыков
Членство в общественных и иных организациях
Контакты (мобильный, электронный адрес, ссылка на контакт), регион (город, район Москвы, ближайшее метро и т.д.)
Образование (название уч. заведений, профиль, годы окончания,...)
По желанию можно указать место работы и должность, хобби, иную полезную информацию (не обязательно).
Денис Шевчук
Эксперт по работе со СМИ (опыт более 20 лет), экономическим и юридическим вопросам, член Союза журналистов России и СЖ Москвы с 2004 г, автор книги «Экономическая журналистика» (litres.ru/denis-shevchuk/ekonomicheskaya-zhurnalistika), трезвенник-собриолог, активист «Союза борьбы за народную трезвость» (СБНТ, www.sbnt.ru), со-основатель проекта «Гражданский контроль» (www.akzakon.ru), движения за Сухой закон (www.vk.com/szakon), доц. МАТр.